навеяно темой о курении, точнее сообщением от баруса

Конституция Соединенного Королевства

В отличие от подавляющего большинства стран современного мирового сообщества, Англия так и не удосужилась создать единый документ под названием "Конституция". По правде говоря, в Великобритании вообще нет четкого разграничения между нормами конституционного права и прочими отраслями юридической науки. В связи с отсутствием кодификаций и официальной систематизации права британские юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права.

В современной английской истории конституция Соединенного Королевства представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов с гражданами и друг с другом. Таким образом, британская конституция носит абстрактный характер. При этом она является единой для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Отсутствие единого документально зафиксированного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции:
статутном праве (statute law), общем праве (common law) и конституционных соглашениях (constitutional conventions).
Соответственно источниками конституционных норм являются:
статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения, сформированные под влиянием авторитетных юристов и адвокатов.

Статуты.

Эта категория документов, составляющих британскую конституцию, охватывает акты Парламента и акты делегированного законодательства. Число этих документов составляет несколько сотен и делятся они по хронологии на две категории: принятые до XX века, но сохраняющие свое значение как действующее право (Великая Хартия Вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о союзе с Шотландией 1706 г., Акт о престолонаследии 1701 г.), и парламентские законы, принятые в XX-XXI веках (законы о Парламенте 1911 и 1949 гг., законы о пэрах 1958 и 1963 гг., законы о гражданстве 1948, 1964 и 1981 гг., Вестминстерский статут 1931 г., законы о министрах Короны 1937, 1964 и 1975 гг., Закон о королевской санкции 1967 г., закон о Палате общин 1978 г., Иммиграционный акт 1971 г. и другие.

В эту же категорию документов входят акты делегированного законодательства, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом: акты, издаваемые министрами Короны, местными органами власти и публичными корпорациями. Наиболее значимыми и важными являются приказы в Тайном совете, издаваемые от имени монарха.

Судебные прецеденты.

Этот блок норм конституционного права создавался в ходе обычной судебной практики. По итогам рассмотрения конкретного дела суд выносит решение, часть которого составляет правило прецедента (решение английского суда состоит из двух частей: правило прецедента и попутно сказанное судьей). В большинстве своем это решения Высокого суда, Апелляционного суда и Палаты лордов, закрепляющие базовые принципы, берущие свое начало еще в римском праве: наличие субъективного права предполагает наличие средств его защиты; изменение законодательства осуществляется только путем принятия парламентского закона; налоги не могут взиматься без разрешения Парламента; стороны в процессе имеют равное право быть выслушанными.

Прецеденты устанавливают принципы деятельности и полномочия высших органов власти. Наиболее известным решением в этой области является Case of Proclamations 1610 г., касающийся ограничений королевской власти: монарх не может своим решением объявить преступлением то, что таковым ранее не считалось; прерогатива монарха не больше, чем это дозволено государством; изменения в праве осуществляются путем принятия парламентского закона.

В контексте важнейшей роли судебных прецедентов и судебной практики необходимо упомянуть труды авторитетных юристов как источник британской конституции. Старые книги и монографии авторов, мнения которых рассматриваются как свидетельства судебных решений, не дошедших до нашего времени в форме протоколов, могут восприниматься судами как дополнительный источник права.

Конституционные соглашения.

Это правила политической практики, которые считаются обязательными для тех, к кому они относятся, и которые юридически не являются законами, поскольку их выполнение не может обеспечиваться решением суда или палат Парламента. Нарушение конституционного соглашения влечет за собой не юридические, а политические санкции. Как источник права конституционные соглашения оформились после 1688 года. Входящие в них нормы непосредственно влияют на характер содержания целого ряда парламентских законов и также существенно оказывают влияние на судебную практику.

Конституционные соглашения можно представить в виде двух основных групп: соглашения, регламентирующие отношения между монархом и кабинетом министров; соглашения, регулирующие отношения между палатами Парламента. Первые закрепляют, что монарх поручает лидеру партии, победившей на выборах в Палату общин, сформировать Правительство; монарх назначает министров по рекомендации Премьер-министра; монарх при осуществлении своих полномочий обязан следовать советам Правительства в лице Премьер-министра; Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока не утратило доверие большинства членов Палаты общин; министры несут коллективную ответственность перед Парламентом по общим вопросам политики Правительства и персональную ответственность за деятельность возглавляемых ими министерств.

К этой же группе конституционных соглашений можно отнести ряд правил политической практики, воспринятых некоторыми членами Британского Содружества Наций (Commonwealth): английских монарх назначает Генерал-губернаторы государства, входящего в Содружество, по представлению премьер-министра этого государства; Генерал-губернатор в этом случае представляет Корону, а не британское правительство, и действует по совету правительства своей страны.

Конституционные соглашения, регулирующие отношения между палатами Парламента, закрепляют следующие принципы: парламентское большинство не должно лишать возможности высказываться парламентское меньшинство (обязанность Спикера — следить за этим); замещение вакансий в комитетах Парламента должно осуществляться пропорционально представительству политических партий в палате.

Источник: "Adelanta Consulting Group"