Накануне Пасхи Израиль посетила представительная делегация из России. В том числе и "дьякон всея Руси" Андрей Кураев. Он присутствовал на закрытой встрече с Иерусалимским Патриархом, который и получает сходящий огонь. Вот как после Кураев во всеуслышанье передал слова Патриарха о сходящем огне: "Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: "Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру". Ни слова "чудо", ни слова "схождение", ни слов "благодатный огонь" в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог".
В соответствии с традицией, Благодатный огонь чудесным образом ежегодно сходит с небес в Храме Гроба Господня, непосредственно на поверхность Гроба. Это чудо является не только центральным и завершающим событием Страстной седмицы в Иерусалиме, но и имеет огромное значение для православных всего мира. Часто аргументация истинности "мирового православия" сводится именно к тому, что Господь посылает, "несмотря ни на что", этот нетварный огонь "только нам". И вдруг далеко не рядовой клирик РПЦ МП, а можно сказать, "властитель умов" ее мыслящей части фактически дезавуировал это чудо, публично заявив, со ссылкой на высокий авторитет Иерусалимского Патриарха, что "на самом деле" речь идет о совершенно обычном огне, зажигаемым вполне естественным образом! Чуть ли ни о "представлении" ("representation")!
Представители других православных направлений, присутствующие в Храме Гроба Господня, также трактуют происходящее в Великую Субботу совсем иначе, нежели это принято на Руси. Так, по свидетельству Армянской Православной Церкви, огонь возжигается греческим Патриархом от ранее внесённой горящей лампады. К примеру, игумен армянского монастыря св. Архангелов, в течении 9 лет присутствовавший на церемонии, описывает ее следующим образом: "К двум часам открывают двери, и греки вносят туда закрытую (зажженную) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3-й круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий Патриарх, а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба, став на колени, вместе молятся. После первым свечи от зажженной лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин".
Для многих простых верующих не предусмотренная никакими догматами и канонами вера в Благодатный огонь стала одним из критериев "истинности" Церкви, а сомнение в этом чуде – доказательством отпадения и "хула на Духа Святаго" (цитата жалобы, поданной по поводу проповедей некого священника-либерала: "Прихожане были потрясены, что о. Владимир не верит в снисхождение Благодатного огня, считая, что там горит скрытая лампада... У нас возник вопрос: верит ли он вообще в воскресение?!").
Полная статья "Благодатный огонь и безблагодатный скандал": http://www.portal-credo.ru/site/print.p … p;id=62142