Климакс бродит по Европе,
климакс феминизма
Куда делся феминизм? Ведь в конце XX века он был чуть ли не популярнее бразильских сериалов. А за последние лет семь единственной заметной феминистской акцией было выступление анархисток 8 марта прошлого года на Манежной площади
в Москве. Полтора десятка девушек вышли туда с транспарантом «Цветы сегодня — кандалы всегда?». И все. Больше несколько лет никакой видимой борьбы за права женщин. Почему?
Из «первого мира» — в «третий»
Если почитать отчеты о деятельности крупных международных феминистских организаций, бросается в глаза, что в центре их внимания — Африка, мусульманские страны, Китай. Они озабочены женским обрезанием в диких племенах (да-да, в некоторых народах всем девочкам до сих пор отрезают клитор), убийством младенцев-девочек в глухих деревнях Китая, Пакистана и Индии, бесправным положением женского населения Ирана, арабских стран. Не дает покоя женским организациям «Африканская хартия прав человека и народов». В этом документе говорится, что обязанностью каждого государства является «охрана и защита моральных и традиционных ценностей, признаваемых обществом». Надо ли говорить, что в некоторых африканских государствах признаются такие традиционные ценности, как уже упоминавшееся женское обрезание, выбраковка младенцев женского пола, торговля молодыми женщинами и т. п. Иногда мелькнет в отчетах Европа, но в основном из-за упорства католической церкви в вопросе допустимости абортов или из-за анекдотических попыток какой-нибудь хитрой дамы срубить с босса бабок за «сексуально окрашенный взгляд». Какие-то вопиющие случаи неравноправия по половому признаку в Америке и Европе единичны. Пожалуй, единственные европейские территории, на которых права мужчин и женщин даже формально не одинаковы, — это датские автономии Гренландия и Фарерские острова. Есть, конечно, отдельные проблемы и в США, и в Германии, и в других цивилизованных государствах. Но на фоне Африки и Ирана они меркнут. В целом равноправие в «первом мире» достигнуто. Убежденные идейные феминистки, правда, все равно находят себе занятие: например, требуют включить в медстраховку противозачаточные таблетки, а то и вовсе воюют за искоренение грамматического женского рода в языке как унизительного явления. Но ведь идейных людей вообще единицы. И не только среди феминисток — это свойство любого интеллектуального движения.
Феминизм отечественного разведения
Ситуация в России на первый взгляд мало отличается от европейской/американской. Равенство в правах было законодательно реализовано еще в Советском Союзе (в этом вопросе СССР обогнал даже Францию, в которой женщины получили равные с мужчинами права только в 1945 году).
В новой России в этом смысле ничего не изменилось. Замуж насильно никто не выдает. Запрета на профессии не существует. Женщин-начальниц — полно. Разница в оплате за одинаковую работу, конечно, встречается, но чаще всего не носит гендерного характера. В общем, феминизм победил. По крайней мере в крупных и относительно крупных городах и среди более или менее образованной части населения. А то, что какой-нибудь токарь или комбайнер где-нибудь в глуши по-прежнему ежедневно утюжит жену могучим кулаком, на дискурс особенно не влияет. Глушь — она вообще вне дискурса. И феминизма в ней не бывает.
Возникает вопрос: если Советский Союз уже был страной победившего феминизма, почему в России наблюдалась вспышка этого движения в конце XX века? Почему из телевизора несколько лет не вылезала рупор отечественного феминизма писательница Маша Арбатова?
Даже миленькая желтенькая поп-передачка Юли Меньшовой называлась «Я сама». Не совсем феминистский подход, конечно. Раз нужно заявлять «я сама», значит, все привыкли, что не сама, исключение значит. Но все же порыв. Да и та же Арбатова первое время, если не ошибаюсь, была на этой передаче постоянным экспертом.
Феминизм проникал и во властно-политический дискурс. То создавалась партия «Женщины России», то велись разговоры об обязательной женской квоте в Верховном Совете (тогдашняя версия Госдумы).
Нельзя сказать, что большинство женщин страны были феминистками. Большинству в любой крупной социальной группе до движений общественно-политической мысли вообще дела нет. Но среди активной части образованных женщин феминистские идеи встречали живейший отклик… Почему?
Все просто. Советский Союз ведь, грубо говоря, заканчивался. В конце 80-х это буквально витало в воздухе. А как будут обстоять дела в том государстве, которое придет ему на смену, было непонятно. Вот образованные дамы и напряглись. На всякий случай.
Но лет семь назад «феминистский слой» в СМИ и в речи вообще стал истончаться. Исчезла с голубых экранов Арбатова, Меньшова ушла в сериалы для домохозяек, а из женских организаций на слуху остались одни только «Солдатские матери», занимающиеся преимущественно мужскими проблемами.
Даже такие, спорно антиженские инициативы, как недавний законопроект о запрещении замужним женщинам делать аборты без разрешения мужа, благополучно отвергаются большинством законодателей без всякого вмешательства феминистских организаций.
В общем, у нас с правами женщин все в порядке. Правда, в глуши, в социальных низах… А что в глуши? Что в низах? Кому это интересно? Расслабились.
Право быть красивой и легкомысленной
Теперь вместо феминизма активные женщины почти поголовно занялись гламуром.
Можно ли противопоставлять феминизм и гламур? А почему бы и нет. Феминизм — движение за женское равноправие. Он подразделяется на несколько взаимодействующих и пересекающихся течений/аспектов: движение за равные избирательные права (суфражизм), движение за равную оплату труда, за равноправие в семье и в сексуальном поведении и т. п. Основная идея феминизма — женщины ничем не хуже мужчин, половая принадлежность не может быть причиной ограничения в правах и не навязывает строго определенной социальной роли. Враг феминизма — патриархальное общественное сознание, уверенное в том, что круг интересов, прав и обязанностей женщины ограничивается «кюхе, киндер, кирхе» (кухня, дети, церковь). Еще одну функцию женщины традиция оставляет в фигуре умолчания. Это «койка». То есть быть объектом сексуальных притязаний мужчины. Именно объектом. Раз — лежать, два — молча. «Девушка не должна подходить первой» — ария из этой оперы.
Есть еще феминизм различий, или феминизм особых прав. Он акцентирует внимание на физиологической неодинаковости мужчин и женщин и, поддерживая идею равенства полов в основном, ратует за особую защиту материнства и против использования женского труда на особо тяжелых и вредных производствах. Но и феминизм различий ни в коем случае не видит в женщине только лишь самку.
Что же такое гламур? Это прежде всего украшательство. Гламурная киса далека от трех первых, явных традиционных «К». Она полностью ориентирована на четвертое, на самочное — койку. Конечно, не какую попало койку, а непременно с шелковыми простынями и модными подушками, набитыми гречишной шелухой, но — тем не менее.
Украшательство неотъемлемо от эротики, но гламур — эротичность бесплодная, замкнутая на себе. О том, что койка лишь преддверие к появлению киндеров, гламурной деве думать не хочется. Ее эротичность — способ получения иных вещей: развлечений и денег. Стать объектом максимального количества сексуальных притязаний, не обязательно доводя до собственно секса. Блистать и быть пожираемой взглядами. Чувствуете отличие от феминизма? Феминистки за сексуальный взгляд в суд мужиков таскают.
В гламуре все наоборот.
Но самое интересное, женщина, пораженная гламуром, далека не только от презираемых феминистками традиционных женских обязанностей. Она далека и от чаемых ими производительного труда и участия в политической жизни.
При этом женщин, стремящихся быть гламурными, в целом в обществе ненамного больше, чем в свое время было феминисток. Это почти тот же самый социальный слой. Почему же они перестали бороться за свои права?
А потому что им больше не надо. Если гламурная киса не голосует, то не потому, что ей нельзя, а потому что ей пофиг. Если она не работает — не потому, что не может себе позволить работать, а как раз потому, что может себе позволить этим не заморачиваться.
Гламур — сверкающий плод победившего феминизма.
Пусть идейные продолжают сражаться за права тех 36 тысяч простых россиянок, которых ежедневно избивают дома мужья и сожители, но это уже не модно. Модно блистать.
А идейные продолжают. Иногда совмещая с блистанием. Собственно, и раньше именно они этим и занимались. Ведь феминизм тех, кто потом подался в беспросветный гламур, заключался лишь в том, что они не позволяли подавать им пальто и целовать руки, утверждая, что это их унижает, а в сексе любили позицию «женщина сверху» — по той же причине. Так они и теперь от нее не отказываются. Просто больше не называют это феминизмом.
Судьба первой феминистки
Авторы лозунга Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» не имели в виду женщин. Французы собирались строить республику, ориентируясь на античные образцы. А ни в греческих полисах, ни в республиканском Риме женщины не были гражданами. Сам Жан Жак Руссо, большой авторитет для деятелей революции и великий теоретик свободы, утверждал, что полноправными гражданами женщины не способны быть от природы. Чуть ли не единственным сторонником полного женского равноправия тогда оказался маркиз Мари Жан Антуан де Кондорсе. Он заявил: «Или вообще не существует врожденных человеческих прав, или каждый человек, независимо от пола, религии, расы, имеет одинаковые права».
Хоть Олимпия де Гуж, создательница первой феминистской организации «Общество революционных республиканок», и заявляла, что женщины не будут подчиняться законам, принятым без их участия, мужчины были непреклонны. А саму Олимпию так и вовсе гильотинировали, причем в обвинительном заключении присутствовали такие слова: «Эта женщина забыла о достоинствах своего пола». Созданное Олимпией общество в 1793 году было распущено Конвентом. В 1795-м француженкам запретили появляться в общественных местах и политических собраниях. Окончательно прикрыл первую волну французского женского движения император Наполеон. В 1804 году он издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой мужчины.
Древнекитайские правила для девочек
• Девочки должны выполнять всю работу по дому.
• Нельзя предаваться играм и безделью. Также налагается запрет на свободные передвижения за пределами дома. От девочек требуется не просто послушание, а беспрекословное повиновение. Вообще нежелательно, чтобы девочки появлялись на свет.
• С рождения девочкам запрещается проявлять свои эмоции.
• Непозволительно смеяться, оголяя зубы. Плакать, роняя слезы.
• Нельзя быстро ходить, тем более бегать. Громко говорить, тем более кричать.
• Девочки не имеют права привлекать к себе всеобщее внимание.
• Девочкам запрещается петь и танцевать на публике.
• Их музыка предназначена только будущему мужу.
• Нельзя петь громко, широко открыв рот.
• В танце не следует размахивать руками и ногами.
• Если девочки не справляются с работой по дому, занятия искусствами следует исключить.
• Лучшее качество девочек — покорность.
• Девочкам запрещается проявлять физическую силу.
• Они не имеют права заниматься боевыми искусствами и брать в руки оружие. Когда девочек бьют, они не должны стонать и жаловаться на боль.
• После 7-9 лет девочки не должны расти в длину и ширину. В период роста девочкам положено носить тесные колодки на ногах. Снимать их строго воспрещается. Грудь необходимо стягивать тугой повязкой. Освобождать грудь нельзя даже во время купания. Девочкам нужно уметь контролировать свое тело.
• Девочки должны остерегаться мира духов и оборотней.
• Без присмотра старших нельзя гадать и вызывать бесов.
• Запрещается выходить на улицу после заката солнца.
• В любой девочке может жить демон, которого нельзя выпускать на свободу.
• Девочкам запрещается интересоваться мужчинами.
• Нельзя общаться с соседскими мальчишками. А также нельзя играть и с мальчиками своей семьи.
• Даже невесте запрещается знакомиться с женихом до брачного обряда.
• Девочки должны быть невинны не только телом, но и помыслом.
• На празднике девочки не гости, а служанки.
• Они не имеют права принимать пищу рядом с мужчинами.
• Девочкам запрещается поглощать много еды, пить веселящие напитки и лакомиться лучшими кусочками.
• Девочки должны услаждать не себя, а своего господина.
По материалам издания RЕ:АКЦИЯ