лисъ написал(а):...хотя непонятно, если честно, почему они платные
платным дорогам, как правило, есть альтернатива как минимум в виде узкой, с неудобными поворотами,
петляющей по деревушкам, полям, рекам, холмам, косогорам полудорога-полутропинка.
хотя покрытие обычно лучше, чем скажем от Балашова до Борисоглебска. но это на вскидку.
а если желаете ответ серьёзно и подробно, то...
"...То, что у нас называют «платными дорогами», по-английски звучит «Toll Roads» или «Toll Facilities»,
что в дословном переводе означает: «дороги, на которых взимается пошлина (Transportation Toll)».
Согласно классическому «Highway Capacity Manual», введение транспортных пошлин на определенном
участке дороги является эффективным и самоокупаемым инструментом организации дорожного движения,
выполняющим функцию оптимального распределение трафика по параллельным маршрутам.
Обычно таких маршрутов три и более: две магистральные дороги, идущие в обход населенных пунктов
(одна из них поновее и получше), а также еще одна дорога - местная, идущая через эти пункты.
Организатор дорожного движения заинтересован в том, чтобы весь транзитный трафик не стремился бы
на одну v самую лучшую дорогу. Для этого на ней вводится платный доступ. При этом на платную трассу,
устроенную по стандартам автомагистрали и имеющую достаточный резерв пропускной способности,
выводится межрегиональный и международный грузовой транзит и пассажирский туристический трафик.
Именно по такой схеме устроены многочисленные платные дороги в Испании, Италии и Франции, которые
обеспечивают, в частности, трансъевропейские автомобильные перевозки.
В этой схеме все элементы существенны:
- Плата за проезд достаточна для окупаемости «инструмента организации дорожного движения», но,
разумеется, не дороги, как таковой.
В странах с развитыми законодательными нормами защиты прав потребителей величина ставок проездной
платы составляет порядка 0,01 v 0,1 долл/км, то есть никак не больше затрат автомобилиста на топливо.
- Плату за проезд собирают на дорогах высших технических категорий («хайвеях», «автобанах»).
Стоит напомнить, что это сложные и очень дорогие инженерные сооружения: шесть-восемь и более полос,
раздельно трассированных по направления движения, обязательные обходы населенных пунктов, эстакады,
тоннели, рампы, искусственное освещение, инженерные обустройства, компьютерные системы управления
движением и прочие обязательные «технические изыски», на российских просторах, увы, невиданные.
- Никто и нигде не вводит платность на дорогах низких технических категорий, да еще с исчерпанной
пропускной способностью. В самом деле, за что здесь брать деньги? Да это и технически невозможно,
так как любая система сбора проездной плата во всех случаях пропускную способность только снижает.
Кроме того, уже более сорока лет механизмы платного доступа и платного проезда с успехом применяются
на уровне локальных мероприятий по организации движения на городских и пригородных территориях.
Здесь они выполняют несколько иные функции:
- Организация дозированного впуска на искусственные сооружения (мосты, тоннели, эстакады) с ограниченной
пропускной способностью, прежде всего v под углом зрения безопасности движения и ликвидации последствий
дорожно-транспортных происшествий.
По такой схеме устроены, например, платные тоннели в районе порта Нью-Йорк, или в Альпах.
- Сдерживание доступа автомобилей в выделенные городские районы или рекреационные территории, например
- горнолыжные курорты. В этих случаях схема «Toll Road» работает в комплексе со схемой «Parc-and-Ride»:
достаточно высокая пошлина понуждает значительную часть автовладельцев оставлять свои автомобили на
организованном паркинге и следовать дальше автобусным или рельсовым транспортом общего пользования.
Такие схемы можно наблюдать в районах Австрийских или Североамериканских лыжных курортов.
Подчеркнем, что во всех упомянутых случаях механизмы платного доступа и платного проезда относятся именно
к сфере организации дорожного движения, имея при том строго ограниченную сферу применения.
В связи с многочисленными газетными спекуляциями по поводу чрезвычайной распространенности платных дорог
в мировой практике назовем некоторые показательные цифры. Согласно данным Федеральной дорожной
администрации по состоянию на 17.07.02 г., в США действовало всего 54 соглашения на эксплуатацию платных
автомобильных дорог суммарной протяженности 2230 миль. Для сравнения: протяженность сети межштатных
магистралей США (Interstate Highway System) составляет 42800 миль, а общая протяженность автомобильных
дорог с твердым покрытием превышает 2 млн. миль.
Все эти платные дороги (мосты, тоннели) построены, в отличие от дорог (мостов, тоннелей) со свободным доступом,
с частичным привлечением заемных средств и частных инвестиций. Они эксплуатируются на основании упомянутых
соглашений, заключённых Федеральной дорожной администрацией с дирекцией по эксплуатации платной дороги.
Соглашения включают в себя нормы содержания дорог, программы ремонта и эксплуатации, ставки проездной платы.
Примерно такие же пропорции платных дорог с общей протяженностью национальной дорожной сети и примерно
такие же подходы к их эксплуатации действуют в странах Западной Европы.
Низкая доходность эксплуатации платных дорог имеет универсальный характер: как уже отмечено, любой автовладелец
за пользование дорожной сетью платит заранее. В этой связи по своей сути дополнительный, разовый сбор за проезд
конкретного участка дороги является все лишь локальной регулирующей добавкой к общему дорожному налогообложению.
Оправданными с правовой точки зрения являются также широко применяемые в мировой практике сборы с эксплуатантов
транзитного грузового автотранспорта; но процент таких автомобилей в общем трафике невелик, так что за счет этого
источника задачи развития дорожной сети ни в коей мере не решаются.
Поэтому реализовать строительство частной платной автомобильной дороги (или какого либо искусственного сооружения
- моста, эстакады) в качестве прибыльного инвестиционного проекта с реальным сроком окупаемости крайне сложно.
Для этого требуется стечение множества уникально удачных для инвестора обстоятельств. Здесь характерными
примерами являются ряд платных мостов и тоннелей, которые были сооружены в крупнейший азиатских агломерациях
(Гонконг, Сингапур) на частные деньги и быстро окупились в качестве самостоятельных инвестиционных проектов.
При этом имело место на редкость удачное для инвестора сочетание либеральности местного законодательства,
исключительно высокой плотности сети, поголовной автомобилизации населения и готовности этого населения платить
достаточно высокие транспортные пошлины - порядка 1 долл/км и выше.
В других известных случаях строительство новых платных дорог с участием частного капитала, как правило, связано
с освоением новых рекреационных территорий, либо формированием дополнительных автомобильных подходов к вновь
сооружаемым транспортным терминалам (портам, аэропортам). В этих условиях затраты на сооружение дороги, как правило,
включаются в состав общего инвестиционного проекта. И, соответственно, позитивные эффекты от строительства новой
дороги лежат в интегральном эффекте инвестиционного проекта в целом; например, за счет роста стоимости земли или
коммерческой привлекательности терминала.
Упомянем для полноты картины еще один частный случай, когда частные автодороги выступают как принадлежность
крупного аграрного или горнодобывающего бизнеса. По сути, это внутрихозяйственные (корпоративные) дороги,
номинально относящиеся к сети дорог общего пользования. Их основной трафик составляют транспортные средства,
принадлежащие компании-собственнику дороги, а также частным лицам - работникам той же компании.
Доля таких дорог в суммарной протяженности национальных сетей и вовсе ненаблюдаема.
В целом механизмы платного проезда и институт частных дорог не имеют ровно никакого отношения
к общепринятым схемам финансирования национального дорожного хозяйства и общераспространенному
в мире институциональному статусу дорожной сети."
Отрывок. Авторы - сотрудники Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства (НИИТДХ)
М.Блинкин, А.Сарычев. 2003г.
для тех, кто осилил - надеюсь что данная статья помогла Вам разобраться почему они (некоторые дороги) платные.
думаю, что статья особо не потеряла актуальности и сегодня.
С Ув. remul
О! а вот и картинко!
Отредактировано remul (2008-12-09 05:37:29)