Интересная фишка:
Христос глазами мусульман
В Иране выходит фильм об исламском пророке Исе. Режиссер картины назвал его ответом на "Страсти Христовы"
Антон СУХОНОСЕНКО / 16.01.2008
Сюжет фильма "Иисус, дух Божий" – исламский взгляд на последние три года жизни Иисуса Христа. В своей истории режиссер Надер Талебзаде хотел показать, чем отличается взгляд мусульман на Иисуса. Но главное – как много общего имеют ислам и христианство.
Центральная тема картины – разница двух религий в отношении к пророкам, и конкретно к образу Иисуса. Мусульмане почитают Иисуса (Ису) – четвертого из пяти великих пророков. Пятый – Мухаммед. Первые три – ветхозаветные Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и Муса (Моисей). Перед тем как садиться за сценарий, режиссер Надер Талебзаде провел обширное исследование, изучив множество христианских и мусульманских источников, основные из них – Библия, Коран и апокрифическое (непризнанное в христианстве) "Евангелие от Варнавы".
Талебзаде называет свою эпопею ответом на "Страсти Христовы" Мэла Гибсона. О картине Гибсона Талебзаде говорит: "Это очень хороший фильм. То есть он очень хорошо сделан, но история там неправильная – все было не так. Согласно исламу, Иисус был одним из многих пророков, и его не распяли".
В фильме "Иисус, дух Божий" зритель имеет возможность оценить обе версии истории об Иисусе. Для этого используется прием с развилкой сюжета. Первый вариант – традиционный для христиан, в котором Христос отдает свою жизнь во искупление человеческих грехов. Второй вариант финала использует тему из "Книги Варнавы", где говорится, что Иисуса преследовали за предсказание рождения последнего пророка, которым мусульмане считают Мухаммеда. Согласно исламу, после Мухаммеда не будет других пророков, и соответственно, последователи его – единственные, кто имеет шанс на спасение. А Иисус был взят на небо во плоти, сразу после молитвы в Гефсиманском саду. Распят же на кресте, по этой версии, был Иуда, которого Господь за предательство наделил голосом и внешностью Иисуса. Так что предатель пострадал по заслугам.
Как же появились эти два разных взгляда? Выходец с Кипра Варнава принял учение Христа еще до того, как к Иисусу присоединились двенадцать апостолов. Евангелие от Варнавы пользуется большим авторитетом у мусульман, на него ссылался известный исламский толкователь Корана Абдулла Юсуф Али (1872-1953). Мусульмане отстаивают книгу Варнавы, называя ее первым, но утерянным Евангелием, где описано настоящее учение Христа. Христиане же не признают истории, описанной в этом Евангелии, и называют его более поздней подделкой, компиляцией, содержащей много неточностей и противоречий. В современном христианстве мотив пришествия "следующего, последнего пророка" трактуется как "второе и последнее пришествие Иисуса, сына Бога".
Режиссер Надер Талебзаде родился в Иране 6 января 1953 года. Позже он перебрался в США, где изучил английский язык и учился журналистике и киномастерству в Колумбийском университете Нью-Йорка. Надер Талебзаде был сценаристом, продюсером и режиссером многих документальных лент. Снимал фильмы об иракском оружии массового поражения, был свидетелем зверств ирано-иракской войны в середине 80-х годов. С 1995 по 2004-й работал на иранском телевидении и радио, был автором более ста политических, социальных и развлекательных программ. С 2004 года – руководитель Иранского телевидения по художественным делам.